Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
новости
«  Октябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Школьный музей

СПРАВКА О КРАЕВЕДЧЕСКОМ МУЗЕЕ  «Память»

МБОУ «Хабоцкая оош»

Краеведческий музей нашей школы возник в 60-е годы прошлого века по инициативе тогда еще молодой учительницы географии А.А. Юриной. В то время в музее было три направления краеведения: историческое, промышленность и сельское хозяйство Калининской области и природоведческое.

Под руководством учительницы ребята ходили в туристические походы, ездили на экскурсии по Калининской области, а иногда и за пределы её- в Белоруссию, Москву и другие памятные места нашей Родины.

Из походов и экскурсий участники их привозили и приносили экспонаты будущего музея.

Так в нём была неплохая коллекция монет России, Советского Союза и стран социалистического содружества, коллекция орудий труда и примитивных механизмов по обработке льна, собрание изделий местного гончарного ремесла, образцы произведённой руками местных женщин ткани, зачастую украшенные ручной  вышивкой. В конце 70-х годов в музее собрали действующий ткацкий стан.

В 70-е же годы музей получил официальный статус школьного краеведческого музея.

В 1979 году А.А.Юрина была назначена директором школы.

В начале 80-х годов, однако, музей был фактически уничтожен. Школа подверглась капитальному ремонту, всё из неё было вынесено в подсобные, не приспособленные для хранения учебного и музейного фондов дощатые сараи. Дожди и зимние вьюги в течение двух лет испортили большинство старинных вещей. Ткацкий стан попросту сломали и выбросили, коллекция монет исчезла, исчезли и другие более или менее ценные экземпляры памятников материальной культуры, письменные памятники по нескольку раз намокали, а затем высыхали.

Очередь до воссоздания музея дошла примерно через три года после начала ремонта школы.

В это время (1982 год) директор школы А.А. Юрина поручила руководство музеем и краеведческой работой в школе  учителю истории.

 Прежде всего был изменён профиль музея. Ткацкий стан восстановить так и не удалось, а гончарные изделия и приспособления для обработки льна  остались. Эти вещи и послужили основой для вновь создаваемого музея.

Музей стал по сути дела чисто историко- краеведческим, в широком смысле слова музеем крестьянского быта и труда. Экспонаты в него продолжали поступать из походов, но всё-же большее количество их добывалось случайно как добровольные пожертвования граждан, как результат целенаправленных поисков учеников и учителей.

Музей стал ориентироваться на создание экспозиций по темам: «Быт жителя Краснохолмского района в к.19- н. 20 века» , «Ремёсла Краснохолмского района в к. 19- н. 20 в.»

Очень важным направлением работы музея в 70-80-е годы становится военно-патриотическое. К тому времени ветераны войны были ещё живы, но приближались к критическому возрасту, любое промедление с работой в этом направлении было уже чревато невозвратными потерями.

К этому времени нам стало известно, что на нашей территории жили и учились в школе 2 Героя Советского Союза, а не один, как считалось раньше. О В.П. Розанове материал был уже собран, хотя и крайне скудный. Была жива его сестра. Иногда пионеры приходили к ней в гости. Нужно сказать, что пионерская дружина школы уже носила имя Розанова, получившего своё высокое звание Героя ещё во время финской войны и погибшего в 1940 году.

Имя второго героя- В.Н. Орлов. О нём не было известно ничего. Правда в д. Лохово жила сестра Виктора Николаевича- Мария Николаевна, а в Краснодарском крае жила жена Орлова - Евгения Яковлевна. Живы были и некоторые однополчане Героя.

Мы установили связь с Марией Николаевной. Это была очень добрая, приятная в общении одинокая женщина, дочь которой жила в Крыму и в Лохово не приезжала. Наш класс взял над ней шефство, совершенно не обременительное, так как на зиму Мария Николаевна уезжала к дочери, и видели мы её не часто. Она впервые рассказала, а мы записали её воспоминания о Викторе Николаевиче. Затем была установлена связь с женой Героя Е.Я. Орловой. Евгения Яковлевна была прекрасным корреспондентом и мы переписывались около 10 лет. Ей писали в основном ребята из 5-11 классов, люди, которым сейчас больше 40-50 лет.  Через неё мы вышли и на однополчан Орлова- людей очень неординарных – Героя Советского Союза А. И. Балясникова из Киева , а также П. М. Бойкова, жившего в Ленинграде, подарившего нам свою книгу «На главных направлениях»  и С.Г. Рихтермана,  написавшего книгу «Небо наших побед» и жившего в то время в г. Мукачёво, в западной Украине. От первых двух мы получили довольно содержательные письма с рассказами о боевых заслугах В.Н. Орлова, а С.Г. Рихтерман состоял с нами в переписке до самой своей смерти.

Результаты этой долгой поисковой операции находятся сейчас в музее и являются по нашему мнению самой трудоёмкой частью всего музейного фонда.

Много было сделано и по увековечению памяти других воинов, погибших в годы войны, а также оставшихся в живых ветеранов. Записывались их воспоминания, создавались альбомы, рассказывающие об их делах.

Поисковая деятельность школьников в те годы велась и в направлении создания истории колхозов на территории Хабоцкого сельсовета. Такой материал также был собран в начале 80-х годов силами учеников школы и оформлен в альбоме. Некоторые материалы так и не удалось сохранить, так как иногда они просто «зачитывались» заинтересованными людьми, или уничтожались в результате небрежного хранения или халатного отношения.

 

Справедливости ради стоит сказать, что всё- же поступления в музей происходят постоянно. Это касается как материальных, так и документальных материалов- результатов исследовательской деятельности школьников и учителей.

Последними работами в музейном фонде являются памятные стенды нашим учителям- ветеранам труда, как живым, так и умершим. Они посвящены В.В. Юрину, А.А. Юриной, А.П. Калининой, З.И. Хохловой, С.И. Гогиной, О.И. Зацепиной, В.В. Петуховой. Эти экспозиции выполнены учащимися школы под руководством учителя географии М.А. Первухиной. Так сейчас у нас поставлена цель получить в музей военные экспонаты. Летом 2007 года три из них были привезены из Белоруссии (Витебск)- немецкая противогазная сумка, из Московской области - немецкая каска.

В 2008 году военная экспозиция музея пополнилась ещё целым рядом экспонатов с полей сражений в Калужской области. Это образцы германского оружия, боеприпасов, а также несколько экспонатов боевого снаряжения советского производства.

 

В музее  подбор стихов и стенд, посвящённый памяти и творчеству нашего бывшего ученика В. Смирнова, безвременно ушедшего из жизни. Его сделала учительница обществознания Е.А. Петухова.

 В последние годы экспозиции пополняются , Оформлен стенд посвященныйвойну- интернационалисту Туркину С.И. К 100 летию школы оформлены стенды педагоги школы, выпускники разных лет. Работа продолжается.

Очень важный метод пополнения фондов музея- связь с нашими учениками, живущими в разных местах бывшего Советского Союза. Они когда- то прошли неплохую школу в музейной работе и легко откликаются на просьбы помочь музею в приобретении новых экспонатов.

              Многие ребята музеем очень интересуются, с ними работать интересно

             Воспитательно- образовательный потенциал школьного музея трудно переоценить, скорее наоборот, нужно лишь посочувствовать ученикам школ, где музеев нет или они существуют в виде собранных и разложенных на полочках и стеллажах экспонатов. Для учителя истории  и классных руководителей музей- очень мощное средство патриотического образования и воспитания.  А  сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание, без которого нет знания истории.

С 2024 года в школе организован кружок «Юный краевед».

     

     

Музейные уроки

    

     

 

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам