Понедельник, 15.08.2022, 19:36
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » краеведение

Деревня Черкасово и ее окрестности
Моя малая родина.
Опыт исторического описания деревни Черкасово и ее окрестностей.
Моя родная деревня Черкасово находится на юге Молоковского района Тверской области. До становления Советской власти Черкасовские земли принадлежали Мицинскому погосту, который в свое время был собственностью Краснохолмского Антониева Николаевского монастыря, основанного в 1461 году. Поэтому наши земли называли Монастырщиной. Вследствие этого можно считать, что возникновение поселения относится к XV веку или ранее. Сейчас в окрестностях Черкасовского поселения, кроме Черкасова, находятся такие деревни как Андрюшино, Баринцево, Церпени, Дуброва, Михалиха, Ельцино. К Черкасову также относят коттеджи и улицу Молодежную. Наша местность очень живописна: леса ( Еруновский лес, Расловинский лес, Медведевский лес, леса Ельцинская, Нива, Задняя, Выгон и другие), реки (Могоча, Серебрянка, Уэнка), многочисленные поля с плодородными землями, находящимися на высоких местах. Многие деревни находятся на реке Могоча: Дуброво, Церпени - по правую сторону и Михалиха, Ельцино, Михайловское - по левую. До революции Михайловские земли принадлежали барину Корякину. Также в его ведении были Кривонские и Лентевские земли. Природа деревни Михайловское была очень живописной и красивой: кругом леса, множество различных деревьев (кедр), извилистая полноводная река Могоча, берега которой были изрезаны ступеньками, на которых поочередно располагались яблоневые, сливовые, вишневые, крыжовниковые и смородиновые сады.. Можно представить, как чудесно было любоваться таким природным великолепием. К сожалению, сады вымерзли в Финскую войну, а кедры были варварским образом вырублены и выкорчеваны. Кедровые орешки, как рассказывал дед моему отцу, он бегал еще маленьким собирать. По середине деревни рос серебристый тополь, который, как рассказывали, невозможно было обхватить впятером. Это дерево было видать из деревни Семеновское Краснохолмского района. Он упал в 75 году. У Корякина был огромный двухэтажный дом из 25 комнат, а также барская конюшня, конюхом в которой был мой прадед Логин (5 лет отслужил в царской армии), склады из красного кирпича. До сих пор в Михайлове остался кирпичный дом, стены которого достигают 70 см. В нем проживает Н. Воронцов с матерью Марией. Крестьян хоронили на старом кладбище, которое находится через поле за домом Володи Чистякова. На кладбище находится хорошая глина, которую издавна брали на изготовление печек. Барское кладбище находилось посередине деревни. Тут же стояли 2 церкви, приход, как говорили, был очень большим. Хоронили здесь Баринов, барынь, попов. Барин Корякин с барыней похоронены в склепе, обложенном мраморными плитами. Еще до войны этот склеп раскапывали, думали найдут драгоценности. Но их не оказалось: лишь на барыне было надето золотое кольцо, и рядом с семейной парой была поставлена корзина с сотней яиц в ней. В имении барина все шло своей тихой жизнью, барина уважали. Корякин не был жестоким человеком, наоборот, заботился о своем именье и крестьянах. Существует легенда, что в реке находится огромный медный колокол, который, как говорят, везли в церковь, но по неосторожности уронили на переезде. Место было очень глубокое, даже в наше время невозможно достать до дна, колокол увяз в ил. В реке в те времена водилось много рыбы: щуки, налимы, раки, плотва и др. Бывало наметку закинешь 2 раза, и она почти уже полная. Старший сын барина в Гражданскую войну покончил жизнь самоубийством, бросился с моста. Остальные родственники уехали в Германию. Толи до войны, толи после в Михайловское приезжали второй сын Корякина и дочь, с тех пор зародилась легенда о том, что где-то в деревне зарыт клад, искать который и приехали родственники. Точно не известно, нашли они его или нет, но после люди перекопали почти всю местность, так ничего и не обнаружив. Ярыми копателями были Коля Степанов и Соколов Василий. В 90е годы из Германии также приезжали предки Корякина. Дочка перед смертью хотела поглядеть на родину, проститься с родными местами. Тогда люди все говорили, что они, мол, когда-то принадлежащие Корякину земли выкупят, мол, деревню может восстановят. Уже в 60е годы у нас перестают существовать такие хутора, как Маньково, Полежаиха, Беляево. Маньково и Беляево были наиболее крупными населенными пунктами. Здесь делали сани, хомута, бочки, лошадиную упряжь. Кругом были леса, поэтому занимались древесиной, ходили за грибами и ягодами. Сравнительно недалеко от этих хуторов находится Крутец, протяженная красивая деревня, в которой насчитывалось около 100 домов. Дорога в деревне была вымощена бревнами. Здесь разводили овец ромашовской породы. Также Крутец интересен тем, что там находился аэродром, примерно в 10км от Черкасова. Но в войну его заваливали, возили туда железо и мусор, все для того, чтобы немецкий самолет не мог приземлиться в этой местности. По дороге на Крутец находилась Уенка - место, где косили траву, пасли телок. Место было огорожено. Там стоял вагончик, в котором жили два пастуха с мая по октябрь. Рядом - болото, в котором в войну добывали торф. Его увозили военные вербовщики, часть отдавали населению топить печи. Здесь же находились Гладины и Исачихинский лес, в котором протекала узенькая речушка Уэнка. Гладины в те времена были распаханы под поля для льна, сейчас же этими землями никто не пользуется, они опустели и заросли. Примерно в 80х годах из Крутца начинают уезжать люди, последними жителями были Антонина Соловьева и Слава Сыров. Они покинули деревню в 2005 году. Сейчас эти люди проживают в деревне Андрюшино. От когда-то большой деревни остались лишь фундаменты некоторых домов. До революции в Монастырщину, помимо Черкасова входили Андрюшино, Михалиха, Дуброво, Церпени и др. деревни. Умерших хоронили на Мицинском погосте. Там же стояла церковь в честь Бога явления, построенная еще в далеком 1790 году. У церкви был большой приход, там велись службы, отпевания, венчания, крещения. Существует такое поверье, что перед тем как заложить фундамент церкви, на место, на котором она должна быть воздвигнута, с целью освящения этого места кладут икону. Так вот бабушки рассказывали, что вечером эту икону положили на одно место, а утром она оказалась на другом. Так происходило 2 дня, на третий день решили проследить, но икона чудеснейшим образом перебралась на свое место. Поэтому решено было построить церковь на том месте, где предпочла икона. В 50е годы XX века церковь еще работала, последним попом в ней был отец Валентин. Он самостоятельно отреставрировал фрески, не обращаясь ни к кому за помощью - это был величайший труд. Возможно, благодаря ему мы можем лицезреть удивительные росписи на стенах из библейских сюжетов. Попом он стал после войны, до этого был военным инженером. На кладбище стояло 3 дома, в одном из которых жил Отец Валентин с женою, а также сторожка, в которой проживал Митя Погоський. Люди поговаривают, что в церкви есть подземный ход, ведущий к Краснохолмскому монастырю в деревне Слобода, хотя точно не известно. Под землей хоронили духовенство, об этом свидетельствуют найденные там человеческие кости. После того, как церковь закрыли, большинство ценных старинных икон было погружено в телегу и свалено на склад в Красном Холме. В неблагоприятной обстановке, в сырости, все иконы испортились. Многие иконы были просто украдены из церкви. В 70е годы на Мицыно была разрыта могила, в которой, как рассказывал мой дед, были найдены сапоги-заколенники Петровских времен. Это свидетельствует о давности захоронений. Сапоги лежали как новые, но при малейшем прикосновении они рассыпались. На лево от Мицино находится старое кладбище, вернее, братская могила. Говорят, в далекие времена там, где сейчас находятся Кресты и Мицинское поле, произошла битва русских с Монголо-татарами. Все павшие в бою были похоронены здесь. Суеверные люди говорят, что в этих местах водит. В наше время на когда-то цветущую богатую церковь больно смотреть: обвалились своды, потолок, кирпичи забирают под фундамент, железные решетки из окон вытащены. Уже невозможно подняться по винтовой лестнице вверх. С церкви уже давно снят позолоченный крест, исчезнувший в неизвестном направлении. Но все же возможно полюбоваться на фрагменты старых фресок, которые до сих пор завораживают и восхищают. Так лет 10 назад уже выцветшая фреска с изображением Божьей матери с младенцем Иисусом на руках, находящаяся под куполом, сама по себе обновилась. Многие ходили смотреть на это чудо. По старинке принято было кидать у входа в церковь монеты, по этому поводу приезжали люди из Москвы. С помощью металлоискателей тогда было найдено множество старинных монет. Когда церковь оценивали на возможность реставрирования, было дано заключение о том, что она не подлежит восстановлению. С давних времен небольшой деревенькой было Дуброво. Сейчас там проживают Соколова Елена, Нечаев Николай, Дементьев Коля и Войтов А. с матерью. Практически все дома в деревне находятся по левую сторону, по правую - всего три. Сразу за домами находятся усадьбы, но огороды, наоборот, находятся напротив домов, спускаясь к реке Могоче. Когда-то довольно протяженная деревня Церпени сейчас находится на грани исчезновения. Здесь проживает наш единственный оставшийся в живых ветеран войны Кукушкин Василий Петрович с женою, который дошел до Берлина. А также семья арендатора Метелкина, Дементьев, на лето приезжает Макарова. Э .В Метелкин имеет большое хозяйство: 4 лошади, коровы, свиньи, овцы, куры, гуси, утки. Имеется своя посевная площадь, урожай с которой по найму помогают убирать мужики из колхоза. Практически все усадьбы в деревне он засадил картофелем. Хлеб семья не покупает, пекут сами. В семье мальчик и две девочки, младшая ходит в первый класс в Антоновскую школу. На дороге к Церпени раньше стояла кузница, в которой работал Саша Романов (из Михалихи). В том месте, где сейчас построен мост через Могочу, раньше стояла мельница. Черкасово всегда было большой деревней, хотя сейчас проживают в основном пожилые люди, а молодые семьи уезжают в город. В начале XX века, когда происходило становление Советской власти, многие семьи были раскулачены. Например, семья Евстигнея Громова, до сих пор у дробилки стоит принадлежащий ему двухэтажный сарай, за который, как говорят, в наше время были выплачены деньги. Раскулачивать зажиточных в первую очередь пошли те, которые не работали и ничего за душой не имели. Известны имена Семена Ленина и Павла Крюкова (брат Василия Крюкова, имевшего до 1917 года магазин), которые издевались над богатыми семьями, сами доселе всю жизнь проигравшие на гармошке. Они, убив богача, тут же снимали сапоги, рубаху, грабили дома и выгоняли из них жителей. Люди с неохотой отдавали свое хозяйство в колхоз для общего дела. Известны случаи, когда весь скот убивался, лишь бы не попал в общаг. Однако жизнь после коллективизации налаживалась, в каждой деревне был свой колхоз, в которой трудилось несколько бригад. В колхозе Им Ленина трудилось более 4 бригад (Черкасово). Мой прадед Иванов Михаил Васильевич был председателем Михайловского колхоза, который очень славился. Урожай был хороший, удивительно, но с одного га поля снимали до 50ц пшеницы, т.к земли были высокими и плодородными. Михаил Васильевич по партийной линии был направлен на военный завод в Ленинград, но вскоре началась война, и он умер там от голода. Когда утром 22 июня 1941 года, как рассказывали, по радио было сообщено, что началась война, почти все люди повыбегали на улицу, женщины плакали. Началась демобилизация мужчин. В деревне остались старики и женщины с детьми, на плечи которых свалилась непосильная работа: нужно было ухаживать за полями, собирать с них урожай, кроме того были свои огороды и скотина. В Прибалтике в плен взяли брата моего деда Николая ( 4 года). Он попал к хорошему хозяину, который из лагеря забрал его к себе работать, обучил плотницкому делу. Говорили, что до войны не мог топор насадить, а пришел стал из дерева вырезать, дом себе построил. Коля Беляков на фронте залез в танк, похвалил немецкую проводку, это услышал офицер. В результате Николай отсидел 10 лет в ГУЛАГе. После войны молодежь ходили на беседы, веселые вечера( как беседа, только всю ночь). В деревне гулянки, праздники, гармошки. В Черкасове праздновали Заговенье. Говорили: «зятевья заговляются». Приглашали зятевей в гости. Приходил со всех сторон народ, были массовые гулянья, бывало по деревне не пройдешь. Беседы: играли в ланце, дамского, чижика, военные танцевали вальс. В дамском участвовало 2, 4 пары, партнера выбирала девушка или парень. Танец заключался в хлопаньи в ладоши, парень кружил девушку через голову. Тех, кого не выбрали, называли кожей или кричали «ободрали!» Раньше все собирались гулять в середине деревни. Играли в карты, домино, лапту. Работали долго, до 8часов. В сенокос в 12 выходили, гуляли ночью. Колхоз Им. Ленина в основном специализировался на льне и картофеле. Когда созревал лен ( обычно на Ильин день ), людей со всего колхоза поднимали, хорошо помогали школьники, которые обычно в это время не учились. Например, они ставили лен в конуса, вязали его, грузили на телегу. Лен отправляли в Хабоцкое, Новокотово, Деледино, т.е туда, где лучше ставили номером. Хорошим считался 1.25, лучшим – 2, худым – 0.75. Картофель отправляли на спирт – завод в Кашин, сдавали государству, кормили скотине. Также в деревне сеяли пшеницу, ячмень, овес, рожь. Овцеводством занимались в Церпенях, Крутце ( Ромашовская порода ). Свиноводством – в Церпенях, Андрюшине, Черкасове. Уток и гусей разводили в Церпенях, там рядом р. Могоча. Фермы были практически в каждой деревне: Черкасове, Михалихе, Андрюшине, Крутце, Церпенях, Михалихе, Ельцине, Баринцеве и т.д. Мясо быков, свиней отвозили на Бежецкий мясокомбинат. Молоко – в Лентиху, в наше время в Кузнецкое. Сейчас в колхозе 2 фермы: Черкасовская и Андрюшинская, несколько лет назад сгорела ферма в Михалихе ( телятник ), коров успели спасти и перевели на Черкасовский комплекс. В каждой деревне было по лошадиннику. Удивительно, но сейчас в колхозе 10 лошадей, в Черкасовской бригаде – 1. Раньше лесом не торговали, только для себя, использовали на своей пилораме. Это сейчас пилят, кому не лень и распродают. День 19 мая 1960 года выдался на редкость жарким, и вроде ничего не предвещало беды… В тот день выгорела вся деревня Черкасово, остались только 18 домов. Все люди тогда сажали картофель в поле. Все началось с того, что двенадцати летний мальчик Вася Кораблев (Цветков ) огреб щепки и около самого двора поджег. Огонь быстро распространялся, и силы его потушить у мальчика не хватило. Когда люди пришли в деревню, тушить было бесполезно, нужно было спасать хозяйство, вещи. Моя бабушка Антонида Петровна рассказывала, что когда из домов, находящихся по левую сторону, вытаскивали вещи, из Гиганта приезжали на лошадях и увозили пожитки, которые удалось вынести из пожара. Наглое воровство! Никакого сочувствия людскому горю! В деревне было ужасно жарко и страшно, в прудах кипела вода, и головешки летели до Церпени. Люди стремились уйти к Ниве и Ельцинскому лесу. Виновника Васю тогда д. Макаша от безысходности и злости чуть в огонь не кинул, но мальчишку защитил Виктор Крюков – увез подальше на лошади. Не известно, как сложилась дальше его судьба, но живет он в Мурманске. Сразу уехал из деревни, т. к жизни ему тут не дали бы, а это тяжело для психики, особенно детской. Сгоревшая деревня стала величайшим горем и утратой на долгое время, тогда никто не погиб. Люди жалели, что не за долго до этого только построились, и все сгорело. К осени все Черкасово было отстроено, только дома теперь располагались дальше от дороги. Деревню отстраивали на деньги государства, которые высчитывали 18 лет по 5 рублей из зарплаты в месяц. На фундамент были разобраны церкви в Михайловском. В войну у нас был председателем Нестеров Григорий, после войны были Серов Иван Петрович, Завьялова Валентина Тимофеевна ( 3 года), Коврин ( был убит в Маркове), Куприянов Евгений Арсеньевич, Соколова Галина Васильевна ( теперь в Антоновском), Соловьев Александр Михайлович. Серов И.П был председателем в 60е – 70е годы. При нем к5олхоз Им. Ленина был миллионером. Иван Петрович родился в 1922 году, умер в 2006. Он был прекрасным руководителем, его уважали, слушались, при нем везде был порядок. Куприянов Е.А (1985 – 1991 годы) был родом с Лесного района. Евгений Арсеньевич был очень хорошим руководителем, хозяйственным. У него было много планов на наш колхоз, но его, как говорят, выжили. С семьей он уехал в Тверь. Его жена Людмила работала учителем в начальной школе, которой в 2003 году исполнилось 120 лет. Куприянов большое внимание уделял молодым семьям: давал им новые квартиры, так же при нем был проложен асфальт в деревне, построены льносушилка и зерносушилка, коттеджи, склады, дворы. При нем в колхоз приехали чуваши. Куприянов планировал выращивать племенных лошадей, хотел вырыть озеро и в нем карпов разводить, но не успел… У нас были 2 героя Социалистического труда: братья Чистяковы Иван Васильевич ( лен ) и Анатолий Васильевич ( картофель), а также Завьялов Николай Иванович, Мурашев Александр Григорьевич, Макаров Иван Егорович ( ордена и медали по возделыванию картофеля ), Суворов Петр Михайлович ( звеневой по льну, орден Ленина ). Братья Чистяковы родились в Черкасове, Иван с 31 года, Анатолий помоложе. Их отец погиб на фронте. В семье было четверо детей: Клавдия, Иван, Анатолий, Валентина. Матери одной тяжело было заниматься их воспитанием. Когда братья стали героями, их часто показывали по телевизору: хвалили, рассказывали про детство, как росли. Сначала они работали в кузнице с дядей Колей, потом сами освоили трактора. Придя из армии, Иван женился, жил с женой хорошо, богато. Он не раз ездил в Москву на слет. Но, к сожалению, в виду каких- то тяжелых жизненных обстоятельств покончил жизнь самоубийством (удавился). Поэтому, когда начальство приехали и узнали о смерти, сказали, что если бы не удавился, вся семья пожизненно была бы награждена, могли бы не работать. Его осуждали, сказали, что если б знали, не приехали бы. Анатолий был женат на Лидии Баулиной, которая и сейчас жива. Анатолий временно исполнял обязанности председателя (1984- 1985 год), разбился на машине. У нас почти пол деревни ветеранов труда: Антонова Антонида Петровна, Масляков Михаил, Валя Иванова, Мария Пузанкова, Екатерина Степанова и др. Вдовы: Завьялова Мария Петровна, Зайцева Александре. Заслуженный учитель Р.Ф Серова Агреппина Васильевна, проработала в начальной школе 60 лет, в войну учила Анастасия Васильевна Рябова.Сейчас наш колхоз входит в тройку лучших хозяйств Молоковского района и называется СПК НИВА, по сути у нас на территории существует и Им. Ленина, но в нем состоят те, кто не больно- то хотят работать. Во главе СПК уже10 лет стоит Соловьев Александр Михайлович. Благодаря ему и стараниям работников наш колхоз не развалился, а продолжает развиваться. Хозяйство налаживает свои темпы, хотя многие поля не обрабатываются. Я написала эту работу, т. к хотелось бы хоть что-то сохранить из истории о нашей местности, о людях, ведь старожилов в деревне практически не остается, а с ними умирает и история наших колхозов. Как ни печально, но с течением времени многие деревни опустошаются, многие вообще исчезли с лица земли ( Маньково, Полежаиха, Беляево, Крутец, Оникуша, Иваньково, Борисково( теперь поля, Крутец). На грани исчезновения находятся Церпени, Михайловское ( Лобанова Валентина и Воронцов Николай с матерью Марией), Михалиха ( семья Рословых, Надежда Белякова, Бойко Влад и Валентина, Евсеев, Пучкова Валентина), Дуброво, Ельцино(Суворовы Валентина и Петр, Максимова Валентина, Доллар), Баринцево(Макаровы Иван и Михаил, Цветкова Зина, семья Мясниковых, Семья Рыжовых, Ерастов Виктор, Серофимова Томара).
Светлана Пучкова, ученица 11 класса МБОУ «Хабоцкая сош»
Фотографии к статье в презентации /stati/cherkasovo.pptx
Категория: краеведение | Добавил: solga (05.09.2012)
Просмотров: 2115 | Рейтинг: 3.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: