Понедельник, 15.08.2022, 18:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск

Каталог статей

Главная » Статьи » о школе

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ МБОУ «ХАБОЦКАЯ СОШ»



Краеведческий музей нашей школы возник в 60-е годы прошлого века по инициативе тогда еще молодой учительницы географии А.А. Юриной. В то время в музее было три направления краеведения: историческое, промышленность и сельское хозяйство Калининской области и природоведческое.
Под руководством учительницы ребята ходили в туристические походы, ездили на экскурсии по Калининской области, а иногда и за пределы её- в Белоруссию, Москву и другие памятные места нашей Родины.
Из походов и экскурсий участники их привозили и приносили экспонаты будущего музея.
Так в нём была неплохая коллекция монет России, Советского Союза и стран социалистического содружества, коллекция орудий труда и примитивных механизмов по обработке льна, собрание изделий местного гончарного ремесла, образцы произведённой руками местных женщин ткани, зачастую украшенные ручной вышивкой. В конце 70-х годов в музее собрали действующий ткацкий стан.
В 70-е же годы музей получил официальный статус школьного краеведческого музея.
В 1979 году А.А.Юрина была назначена директором школы.
В начале 80-х годов, однако, музей был фактически уничтожен. Школа подверглась капитальному ремонту, всё из неё было вынесено в подсобные, не приспособленные для хранения учебного и музейного фондов дощатые сараи. Дожди и зимние вьюги в течение двух лет испортили большинство старинных вещей. Ткацкий стан попросту сломали и выбросили, коллекция монет исчезла, исчезли и другие более или менее ценные экземпляры памятников материальной культуры, письменные памятники по нескольку раз намокали, а затем высыхали.
Очередь до воссоздания музея дошла примерно через три года после начала ремонта школы.
В это время (1982 год) директор школы А.А. Юрина поручила руководство музеем и краеведческой работой в школе в целом мне.
Прежде всего был изменён профиль музея. Из собрания музея были исключены экспонаты природного происхождения, более скромное место заняли вещи современной промышленности. Ткацкий стан восстановить так и не удалось, а гончарные изделия и приспособления для обработки льна остались. Эти вещи и послужили основой для вновь создаваемого музея.
Музей стал по сути дела чисто историко- краеведческим, в широком смысле слова музеем крестьянского быта и труда. Экспонаты в него продолжали поступать из походов, но всё-же большее количество их добывалось случайно как добровольные пожертвования граждан, как результат целенаправленных поисков учеников и учителей.
Музей стал ориентироваться на создание экспозиций по темам: «Быт жителя Краснохолмского района в к.19- н. 20 века» , «Ремёсла Краснохолмского района в к. 19- н. 20 в.»
Очень важным направлением работы музея в 70-80-е годы становится военно-патриотическое. К тому времени ветераны войны были ещё живы, но приближались к критическому возрасту, любое промедление с работой в этом направлении было уже чревато невозвратными потерями.
К этому времени нам стало известно, что на нашей территории жили и учились в школе 2 Героя Советского Союза, а не один, как считалось раньше. О В.П. Розанове кой- какой материал был уже собран, хотя и крайне скудный. Была жива его сестра. Иногда пионеры приходили к ней в гости. Нужно сказать, что пионерская дружина школы уже носила имя Розанова, получившего своё высокое звание Героя ещё во время финской войны и погибшего в 1940 году.
Имя второго героя- В.Н. Орлов. О нём не было известно ничего. Правда в д. Лохово жила сестра Виктора Николаевича- Мария Николаевна, а в Краснодарском крае жила жена Орлова - Евгения Яковлевна. Живы были и некоторые однополчане Героя.
Мы установили связь с Марией Николаевной. Это была очень добрая, приятная в общении одинокая женщина, дочь которой жила в Крыму и в Лохово не приезжала. Наш класс взял над ней шефство, совершенно не обременительное, так как на зиму Мария Николаевна уезжала к дочери, и видели мы её не часто. Она впервые рассказала, а мы записали её воспоминания о Викторе Николаевиче. Затем была установлена связь с женой Героя Е.Я. Орловой. Евгения Яковлевна была прекрасным корреспондентом и мы переписывались около 10 лет. Ей писали в основном ребята из моего класса, люди, которым сейчас около 40 лет. Через неё мы вышли и на однополчан Орлова- людей очень неординарных – Героя Советского Союза А. И. Балясникова из Киева , а также П. М. Бойкова, жившего в Ленинграде, подарившего нам свою книгу «На главных направлениях» и С.Г. Рихтермана, написавшего книгу «Небо наших побед» и жившего в то время в г. Мукачёво, в западной Украине. От первых двух я получил довольно содержательные письма с рассказами о боевых заслугах В.Н. Орлова, а С.Г. Рихтерман состоял со мной в переписке до самой своей смерти.
Результаты этой долгой поисковой операции находятся сейчас в музее и являются по моему мнению самой трудоёмкой частью всего музейного фонда.
Много было сделано и по увековечению памяти других воинов, погибших в годы войны, а также оставшихся в живых ветеранов. Записывались их воспоминания, создавались альбомы, рассказывающие об их делах.
Поисковая деятельность школьников в те годы велась и в направлении создания истории колхозов на территории Хабоцкого сельсовета. Такой материал также был собран в начале 80-х годов силами учеников школы и оформлен в альбоме. Некоторые материалы так и не удалось сохранить, так как иногда они просто «зачитывались» заинтересованными людьми, или уничтожались в результате небрежного хранения или халатного отношения.

Справедливости ради стоит сказать, что всё- же поступления в музей происходят постоянно. Это касается как материальных, так и документальных материалов- результатов исследовательской деятельности школьников и учителей.
Последними работами в музейном фонде являются памятные стенды нашим учителям- ветеранам труда, как живым, так и умершим. Они посвящены В.В. Юрину, А.А. Юриной, А.П. Калининой, З.И. Хохловой, С.И. Гогиной, О.И. Зацепиной, В.В. Петуховой. Эти экспозиции выполнены учащимися школы под руководством учителя географии М.А. Первухиной.
Самая последняя работа в музее- подбор стихов и стенд, посвящённый памяти и творчеству нашего бывшего ученика В. Смирнова, безвременно ушедшего из жизни. Его сделала учительница обществознания Е.А. Петухова.
Очень важный метод пополнения фондов музея- связь с нашими учениками, живущими в разных местах бывшего Советского Союза. Они когда- то прошли неплохую школу в музейной работе и легко откликаются на просьбы помочь музею в приобретении новых экспонатов.
Так сейчас у нас поставлена цель получить в музей военные экспонаты. Летом 2007 года три из них были привезены из Белоруссии (Витебск)- немецкая противогазная сумка, из Московской области - немецкая каска и Калужской области- штык русской 3-х линейной винтовки.
В 2008 году военная экспозиция музея пополнилась ещё целым рядом экспонатов с полей сражений в Калужской области. Это образцы германского оружия, боеприпасов, несколько экспонатов боевого снаряжения советского производства.

Многие ребята музеем очень интересуются, с ними работать интересно. В нашей школе в этом учебном году начали обучаться дети из Братсковской и Мартыновской школ, и некоторые из них проявляют явное желание поработать с экспонатами музея. Уже осенью 2 ученицы нашей школы побывали на родине Героя Советского Союза Н.М. Соколова в д. Чернава и встретились с его крестником, ещё живущим в деревне. Результаты этой встречи они описали в отчёте. К сожалению, материалов о других Героях- И.Н.Виноградове из д. Лесной Холм и Смирнове Василии Алексеевиче из той же Чернавы пока у нас нет. В Братсковской школе о них к сожалению тоже почти ничего не сохранилось.
Воспитательно- образовательный потенциал школьного музея трудно переоценить, скорее наоборот, нужно лишь посочувствовать ученикам школ, где музеев нет или они существуют в виде собранных и разложенных на полочках и стеллажах экспонатов. Для учителя истории музей- очень мощное средство патриотического образования и воспитания. А сочетание знаний с эмоциональным, личностным отношением к историческим событиям формирует историческое сознание, без которого нет знания истории.

ВВ Масляков, учитель истории.
Категория: о школе | Добавил: solga (09.09.2013)
Просмотров: 633 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: